Форум » Общие разговоры » Кадетская перекличка (продолжение) » Ответить

Кадетская перекличка (продолжение)

Vadimus : Р. ПОЛЧАНИНОВ ВОСПОМИНАНИЯ НЕКАДЕТА Сараево, 20-е годы Мы приехали в Королевство СХС (Югославию) в 1921 году. Все Приморье с Владивостоком было еще в руках белых. В Туркестане и Монголии еще шли бои, Тамбовская губерния была охвачена Антоновским восстанием. Против большевиков восстали матросы Кронштадта. Были и другие восстания. В Королевстве СХС некоторые кадеты, окончив корпуса, шли в первые годы (до 1923-го) в Николаевское кавалерийское училище Белой Церкви (Югославия) продолжать свое военное образование. В то же время в Болгарии продолжались занятия еще в семи юнкерски училищах, продолжавших выпускать офицеров. Генерал Врангель считался до 1 сентября 1924 года Верховным главнокомандующим Русской армии, и в Сремских Карловцах (Югославия) был его штаб. Этот штаб был занят не только переводом воинских частей на «трудовое положение», но и планировкой продолжение борьбы с большевиками. Для народной песни «Не для меня придет весна» молодежь придумала не очень веселую концовку: Не для меня придет война, Умчусь я в сопки Приамурья, Сражусь я с бандой большевистской, Там пуля ждет меня давно. Русская эмиграция считала свое "трудовое положение" временным и была готова по первому сигналу встать в строй и двинуться в поход на большевиков. В Королевстве СХС было три кадетских корпуса — Донской Крымский и Русский. Последний был в Сараево, что и было отмечено в «Звериаде»: В горах средь Боснии, далеко В долине дикой и глухой, Лежит Сараево глубоко, Над быстрой горною рекой. И там на площади угрюмой, Безмолвна, сумрачна на вид, Как бы полна тяжелой думой, Казарма старая стоит. «Звериада» — это кадетская летопись в стихах. Каждый выпуск добавляет что-то от себя. «Звериада» — это книга в роскошном переплете, со страницами, украшенными рисунками и каллиграфическим текстом. Она была символом кадетских традиций — таинственных, о которых посторонним не следовало знать. «Звериада» хранилась у восьмиклассников, и когда они кончали корпус, она передавалась на «ночном параде» следующему выпуску. Преподаватели и воспитатели, которые сами были когда-то кадетами, знали обо всем этом, но делали вид, что не знают. Кроме кадетского корпуса была в Сараево и русская начальная школа. Мальчики, кончавшие школу, поступали в корпус, а девочки уезжали в один из двух девичьих институтов — Донской или Харьковский. Корпуса и институты были закрытыми учебными заведениями, т. е. школами-интернатами, где ученики пребывали семь дней в неделю, имея право уходить в отпуск по субботам после обеда и до всенощной и по воскресеньям после богослужения и примерно до 5 часов вечера. В среду вечером кадеты 7-х и 8-х классов могли покинуть корпус на два часа. Так, во всяком случае, было в Белой Церкви, куда в 1929 г. был переведен корпус из Сараева. Некоторые мальчики, жившие в Сараево, могли быть в виде исключения «приходящими», т. е. жить дома и только приходить в корпус на занятия. Родителей это устраивало, но директор корпуса генерал-лейтенант Борис Викторович Адамович всячески старался не уступать просьбам родителей и требовал, чтобы все кадеты жили вместе в интернате. Он был по-своему прав. Приходящие в глазах всех других кадет выглядели то ли какими-то привилегированными, то ли какими-то неполноценными кадетами. Это мешало созданию кадетского духа, кадетской спайки и всему тому, чем отличались кадеты от гимназистов, которых они презрительно называли шпаками. Отличались кадеты от гимназистов и некоторыми специфическими выражениями. Например, гимназисты говорят «одноклассник», а кадеты — «однокашник», потому что ели одну и ту же кашу. Теперь это слово считается устаревшим и потерявшим смысл, а было бы неплохо вернуть его на старое место в русском языке. Были в Югославии интернаты и при русских мужских и женских гимназиях, но там был другой, некадетский и неинститутский дух. Сараевские школьники, за редким исключением, поступали в корпуса и институты. Мой отец окончил в Тифлисе (ныне Тбилиси) гимназию, хотя имел право как сын офицера учиться в Тифлисском корпусе. Против кадетского корпуса была его мать-грузинка (урожд. Ассатиани), которая хотела, чтобы мой отец посещал уроки грузинского языка и литературы. Для желающих при гимназии были грузинские уроки, чего в корпусе не было. В корпусе все кадеты должны были посещать все уроки. Исключения для кого-то противоречили кадетскому духу. После гимназии мой отец поступил вольноопределяющимся во Владикавказский пехотный полк, а после отбытия воинской повинности поступил в Тифлисское пехотное юнкерское училище, окончив которое был выпущен в офицеры (ускоренный выпуск в 1905 г.). Борис Иванович Мартино, отец моего друга детства Бори, окончил Морской кадетский корпус. Он нам любил рассказывать о разных комичных происшествиях, но никогда не говорил, что были у него и трудности. Нет, не с преподавателями или воспитателями, а с кадетами же. Об этом мы кое-что узнали позднее. В пехотных корпусах, а может быть, и в некоторых гимназиях была традиция — когда кончались экзамены, «хоронить химию» Полагалась процессия и пение соответствующих песен с припевом «Химия, химия, сугубая химия». В Морском корпусе хоронили «Альманах» — книгу с описание морских течений, ветров, климатических условий и многих друга вещей, необходимых для плаваний по морям и океанам. Когда первый кадет шел сдавать экзамены, на доске для объявлений появлялось сообщение о том, что «Альманах» заболел. Каждый день появлялись новые сообщения о развитии болезни «Альманаха». И когда последний кадет сдавал последний экзамен, появлялось траурное сообщение о смерти «Альманаха». Ночь похоронная процессия шла по бесконечным коридорам (общая протяженность — 3 версты) с тихим пением соответствующих песен. По дороге делались остановки, например, перед химической лабораторией, преподавательской и обязательно перед квартирой директора. По традиции полагалось директору спеть «Анафему», достаточно громко, чтобы он слышал. Директора, которые когда-то сами были кадетами, не обижались, зная, что такова традиция. И вот однажды был назначен новый директор, который так понравился кадетам, что они решили спеть ему не «Анафему», а «Многая лета». Директор был потрясен. С ним чуть не случился удар. Были ведь и до него хорошие директора, но никому из них «Многая лета» не пели. У всех преподавателей были, конечно, прозвища. Одного кадеты прозвали Крокодилом, и когда встречались с ним в коридоре, то кто- нибудь начинал убегать от него зигзагом. Говорят, что от крокодилов надо убегать зигзагом, потому что они могуть кинуться прямо на жертву, но с трудом меняют направление. Борис Иванович знал много кадетских песен и стихотворений, но не все можно было цитировать детям. Отрывок из одного стихотворения я помню до сих пор. В Морском кадетском корпусе был Компасный зал, украшенный портретами мореплавателей во весь рост. Компасным он был назван, потому что был круглым и на полу были выложены румбы. В стихотворении говорилось, что ночью в канун корпусного праздника — 6 ноября, портреты оживали и устраивали смотр преподавателям, воспитателям и самому директору корпуса. Запомнились мне слова вице-адмирала Василия Михайловича Головнина (1776-1831) про одного преподавателя по прозвищу Ворса (растрепанный конец веревки), полученному за растрепанную бороду. Обращаясь к Ворсе, Головнин сказал: Был на море-океане, Был на острове Буяне, У японцев был в плену. Ни во сне, ни наяву Не видал до этих пор Рожи этому подобной. .. Из разных слышанных нами кадетских анекдотов стоит рассказать один. Петр Могила († 1647) был в 1627 г. избран архимандритом Киево- Печерской лавры, а в 1632 г. добился у польского правительства равноправия православных с униатами. В 1631 г. он основал высшее училище в Киеве «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках». Деятельность Петра Могилы проходилась на уроках Закона Божия. Один кадет невнимательно слушал законоучителя и не выучил урока. Когда батюшка спросил его потом, о чем говорилось на прошлом уроке, кадет встал и дал знак рукой, чтобы ему подсказали. Ему подсказали: «О Петре Могиле», а кадет ответил: «О Петре в могиле». - «А что он там делал?» - спросил законоучитель. «Спасался», — ответил не растерявшийся кадет. Были и другие подобные комичные случаи. Мой друг Боря Мартино был на два класса старше меня. Окончив в 1926 г. русскую начальную школу, он поступил в местную гмназию. Как раз в этом году Державная комиссия, которая ведала деньгами, отпускаемыми правительством Югославии на русские учебные заведения, решила сократить число кадетских корпусов и постепенно закрыть Русский кадетский корпус в Сараево. Для этого в 1926 г. был закрыт прием в первый класс. Даже если бы Мартино хотели отдать своего сына в корпус в Сараево, они бы не смогли этого сделать, а посылать в другой город в интернат они не захотели. Я был бы очень огорчен, если бы Боря уехал в другой город на весь школьный год, да и Боря не горевал, что не попал в кадеты, и мы этого вопроса даже не обсуждали. Мы и раньше бывали часто друг у друга в гостях, а теперь, когда Боря поступил в гимназию, а я остался в русской школе, стали ходить еще чаще в гости друг к другу. И Боря, и я должны были возвращаться домой к указанному времени, но иногда мы задерживались, и тогда родители писали друг другу записки с извинениями и объяснениями причин задержки. Телефонов ни у кого из нас не было, как и мало у кого в Сараево в 20-е—30-е годы. Летом 1928 г. я окончил русскую начальную школу и сдал вступительный экзамен в кадетский корпус. Это был уже третий год постепенного его закрытия. В Сараевском корпусе уже с осени 1928 года не было первых двух классов. Следующий школьный год был начат при отсутствии всей третьей роты — всех первых четырех классов. 5 сентября 1929 г. остатки корпуса покинули Сараево и были помещены в здании Крымского кадетского корпуса в Белой Церкви. Сдав в 1928 году вступительный экзамен в Сараево, я был принят в Донской кадетский корпус в Горажде, что и было сообщено мои родителям. По примеру Мартино, а надо полагать, и по их совету мои родители решили меня в Донской корпус не посылать, а отдать в местную гимназию, причем не в Первую мужскую, куда мне бы полагалось идти по месту жительства, а во Вторую, где уже учился мой друг Боря. Для меня это было большим ударом. Не потому, что я мечтал стать кадетом, а потому, что я не сомневался, что иного пути, как корпус, у меня нет. Военная форма, погоны, кокарда, строй... вырос в офицерской семье, в сознании, что мое место в строю. «Наш полк. Заветное, чарующее слово для тех, кто смолоду и всей душой в строю...» Этими словами начиналось посвященное кадетам стихотворение поэта К. Р. — Великого князя Константина Константинович Романова, которое я не раз слышал от моих друзей-кадет и которое еще в начальной школе знал наизусть. Я не мыслил себя шпаком. Я просил, я требовал, я плакал, ничто не помогало. Боря бывал у меня каждый день и со своей стороны оказывал на меня давление. Ведь отъезд в корпус значил для нас разлуку на 9 месяцев, а мы так привыкли друг к другу. Пришлось смириться и идти с отцом в гимназию на прием директору. Директор гимназии посмотрел на свидетельство о сдаче вступительного экзамена в корпус, написанное, кстати, только по- русски, и решил сделать мне небольшой формальный экзамен по сербско-хорватскому языку, который мы в русской начальной школе не проходили и по которому у меня не было отметки. Он мне дал прочитать что-то, написанное кириллицей и латиницей, поговорил со мной, посмотрел с грустью на меня и сказал отцу, чтобы он купил «читанику» (хрестоматию), нанял бы репетитора и чтобы я за лето хорошенько подучился. Я был принят в гимназию, о чем отец сообщил директору Донского корпуса. Хоть я и не попал в корпус, хоть я и не был смолоду в строю, полк остался для меня «заветным, чарующим словом». Р. Полчанинов «Славянка», 31 октября 1997г. КП №64-66, 1998г. 151

Ответов - 65, стр: 1 2 3 All

Alex: Ксюша, скажите пожалуйста, кто автор этого пространного опуса?

Ксюшка: В. Марцинковский

Alex: Уважаемая Ксюша, Вам на самом деле "ложится на душу" то, что он написал? Вы в своей жизни руководствуетесь изложенными в данной статье посылами?


Ксюшка: Некоторыми руководствуюсь. Ведь нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему, и мы бываем счастливы, обладая там, что любим, а не тем, что другие считают достойным любви.

Alex: Ксюшка пишет: Ведь нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему, и мы бываем счастливы, обладая там, что любим, а не тем, что другие считают достойным любви. Ксюша, если не секрет, что за сообщество имеете в виду, когда пишете "нам"?

Ксюшка: Алекс, я процитировала Франсуа де Ларошфуко

Alex: Мне очень нравится его другая фраза: " Я могу быть тысячу раз не согласен с Вашим мнением, но я готов умереть за Ваше право на него". Ксюша, я буду очень Вам благодарен, если при цитировании будете сообщать, кого цитируете (если конечно Вас не затруднит ) В Вашем посте ничего не указывало на то, что это цитата, изложение происходило от первого лица, именно поэтому я и уточнил. Прошу прощения!

Ксюшка: Просто я запоминаю лишь сами высказывания, а автора частенько не запоминаю

Alex: Ксюша, у меня та же проблема, тогда я просто пишу: "как говорил кто-то из великих..." Дабы не приписывать себе авторство чужих мыслей и высказываний...

Ксюшка: Алекс, я была уверена, что Вы сможете отличить мои неразумные изречения от высказываний великих людей

Alex: Я и отличал, потому эпизодически и спрашиваю: кто автор этого опуса и т.д.

Natali: Полтаржицкий писал :"А еще как вариант - определить себе новую достойную цельную цель и по максимуму на ней сконцентрироваться. Сразу два плюса : и движение к ней заветной и времени на прочую чешую не остается !!!!" Вот это и самое главное... Нет у меня БОЛЬШОЙ цели... Я ее упорно ищу... Уже страшно становится - меньше времени остается.. А с периодом жизни - да вроде особых проблем нет..

мороз: Natali!!!расскажу Вам байку: Два вора, молодой и старый, сделали "делягу", отгребли капусты, стали делить. Старый естественно как организатор и вдохновитель взял себе большую часть украденного. Молодой ему говорит:"Слышишь ты, старпер, зачем тебе столько денег? Тебе уже на кладбище прогулы пишут!" Старый вор ему отвечает:"Знаешь, милок, я в очереди на "тот свет" уже много лет стою, но такие молодые и шустрые, как ты, что-то очень часто без очереди проскакивают". Так что, Natali, не расстраивайтесь, на "тот свет" не по списку вызывают, не знаем мы сколько нам осталось....увы....

Natali: Ксюша писала : " Ибо "свет не клином сошелся" в твоем Я, и не все бытие вмещается в моем маленьком мирке. "- но ведь каждое Я - это цельный. законченный мир.. Много людей - много миров. Ксюша пишет : "Другая ошибка - практическая. Придя к безысходному, мрачному заключению, человек решает покончить с собой и для этого он применяет яд, пулю, петлю и другие средства самоубийства, в то время как они являются лишь путями телоубийства. Выстрелом из револьвера нельзя убить себя, свою душу, свое "я". Можно лишь разбить свой череп, свою физическую оболочку, можно, как сказал некто, даже выколоть себе глаза, чтобы потом блуждать в вечной тьме. Если я стреляю в свое тело, то умирает тело, мое же "я", исполнитель казни, палач - остается жить. А ведь его-то я и хотел уничтожить! " - а как же с эвтаназией ? Когда человек добровольно лишает себя жизни и уходит в мир иной со спокйствием и легкостью душевной. ??? Ах, Ксюша, спасибо за интересные примеры, но я их уже наизусть знаю ( без обид разговариваем ? ) и кучу других, более интересных. Часто мне говорят что я помогла кому-то советом и смотреть боее оптимистично на жизнь.. Все мы умеем учить и советовать. Но как разобраться в себе ?

Ксюшка: Дорогая Натали, ну какие тут могут быть обиды? Надо же у кого-то мне набираться ума. Я даже иногда задумываюсь, чтобы я делала без этого форума?

Natali: Мороз пишет : "Так что, Natali, не расстраивайтесь, на "тот свет" не по списку вызывают, не знаем мы сколько нам осталось....увы.... " - я как- то с другом разговаривала - мексиканцем, что учился в Росии( он женат на моей подруге ). Он сейчас какой-то ответственный секретарь научного медицинского совета в Мексике. Умный человек. Разговор зашел о физических и умственных возможностях человека в зрелые годы - мало оптимистичного.. Говорить можно что угодно и сколько угодно, но реальность - есть ценична . Мне ваша притча понравилась. Я ее не знала :)

мороз: Откуда вообще у Вас такие мысли. Кто это интересно Вам сказал, что когда "человек добровольно лишает себя жизнии и уходит в мир иной со спокойствием и легкостью душевной"? Бред полный, из разряда того, когда человек ввыгуливает собаку бойцовой породы без намордника и поводка, и при этом всем шугающимся гражданам говорит: "не бойтесь! она не кусается!". А я всегда им говорю:"Она Вам об этом сама сказала?! Да она сама не знает - кусается она или не кусается!!!"

Natali: Про эвтаназию? Это часто спорный вопрос среди людей. Но я имею мою точку зрения.Освободить от страданий за себя других людей - для этого сильную волю и дух надо. Я говорила только про ЭВТАНАЗИЮ. А про собаку все верно.

мороз: Эвтаназия - это большой грех!!! Смертный грех... "Силу и волю" в данном случае в руки этих людей (как больных, так "врачей") вкладывает сатана. Бог дал - Бог взял. Никто не вправе распоряжаться тем, что дано свыше (жизнь). Господь никому не посылает испытаний, сверх сил самого человека, он посылает (и это Божья благодать) только те испытания, нам грешным, которые мы можем вынести. Эвтаназия - чистой воды происки сатаны!!! Мы иногда (вернее чаще всего) платим за ошибки и грехи наших предков. А по поводу эвтаназии, как говорила моя покойная мама:"В дурдоме не такое делают!!!"

Полтаржицкий: мороз пишет: Господь никому не посылает испытаний, сверх сил самого человека, он посылает (и это Божья благодать) только те испытания, нам грешным, которые мы можем вынести. Пройдя через посланные испытания каждый на многие вещи сможет взглянуть с совершенно другой стороны и увидеть, что те, кого раньше считал врагами - не всегда враги, а числившиеся в друзьях - ой как не являются таковыми (это уже из моих личных наблюдений). Чтобы подняться- надо сначала умудриться упасть.

мороз: Полтаржицкий! Спасибо Вам! Хоть Вы меня поддержали в этом вопросе. Как говорит мой дядя (поэт) - не падай духом, падай жо..й и в жизни будет веселей

Natali: "Чтобы подняться- надо сначала умудриться упасть."- верно... тот сильно не падал,кто высоко не летал.

Natali: Ксюша, радость, чтобы осознать что я ни ...... не понимаю в этой жизни, - мне понадобилось полвека... :) У вас, Ксюша, все впереди... Набирайтесь ума !!! Я тоже так делала :)

Natali: ха ха ха Alex !!! А что делать если мне часто кажется что это я такая умная, а потом выясняется что ЭТО уже до меня 5 человек сказали и подумали.. Я ведь честно верила что радио изобрел Попов, а Федоров - первопечатник.. :(

Alex: Natali пишет: А что делать если мне часто кажется что это я такая умная, а потом выясняется что ЭТО уже до меня 5 человек сказали и подумали.. Делайте всё, что считаете уместным, но поверьте, любой из нас отличит собственную мысль, написанную человеком от точнёхонько скопированного чужого высказывания... Я почему вообще-то об этом написал: лично мне совершенно неинтересно читать скопированные откуда-то чужие мысли (без указания автора), мне интересны реальные живые мысли участников форума на ту, или иную тему...

AdminSVU: Alex, а я в таких случаях говорю: "Как говорил кто-то из великих, чьи высказывания следовало бы запоминать...."

Полтаржицкий: И действительно, какая разница кто сказал, важно что и как сказал.

Alex: Полтаржицкий пишет: И действительно, какая разница кто сказал, важно что и как сказал. Вот уж не скажите... Всё важно: и кто... и когда... и почему... всё ж ситуативно...

Ксюшка: Ну что ж господа, спасибо и на таком слове

Ксюшка: Друзья, давайте жить мирно и дружно Или я своим присутствием развязываю сплошные междуусобицы?



полная версия страницы