Форум » Религия в нашей жизни. » Поговорим о Православии (Продоложение) » Ответить

Поговорим о Православии (Продоложение)

AdminSVU: Тема "Поговорим о Православии" под модераторством нашего товарища Дорогокупца приобрела особую популяпность. Продолжение темы здесь.

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 5 All

Дорогокупец: Знаете, натали, лучше бы Вы думали не о том где душа находится, а как её спасти. В том же храме в первую очередь надо смотреть не на то, красавец батюшка или нет..... Важно то, как он умеет управить духовную жизнь своей паствы........

Ксюшка: У меня вот тоже один вопрос имеется . Допустим человек всю жизнь жил с завистью на душе, но хоть как-то контролировал это чувство. И вот он умер не покаявшись в этом грехе. Вопрос: может ли душа сдерживать эту зависть или нет?

Natali: Дорогокупец пишет : "В том же храме в первую очередь надо смотреть не на то, красавец батюшка или нет..... Важно то, как он умеет управить духовную жизнь своей паствы........" Вы меня уже давненько знаете.. Осталось научиться понимать разницу между тем что я говорю шутя и что есть на самом деле.. Если уж я " забегаю" в эту церковь, то уж, наверняка ,не потому что батюшка красив.. ( а он и вправду красив ).... От общения с глупыми людьми у меня настроение падает.. А мне нравится всегда быть в хорошем настроении и нести радость людям ( что про меня и говорят ).. Так куда все-таки "уходит" душа ???


Ксюшка: Natali пишет: Так куда все-таки "уходит" душа ??? Смотря на то, как человек прожил свою жизнь на земле (извините, что влезла)

Дорогокупец: Таки да...... Душа уходит туда, куда мы её отправим. А отправляем мы её делами своими, мыслями своими, словами своими....... А ещё есть у нас шанс улучшить будущее нашей души молитвой, постом, покаянием....... Только не надо забывать, что плодами покаяния есть исправление жизни, поступков, мыслей........ Ибо...вера без дел мертва.

Natali: Мороз писал : "Что значит ответить убийце? Как за гробом одна душа может ответить другой? Natali, Вы же образованный человек... " Ячитала и слышала рассказы о том что после смерти образ убитого, умершего, ( его душа ? ) приходят к другим людям.. И много загадочных историй на эту тему.. Или это только вопросы " земной "психологии ума ?

мороз: Natali пишет: Ячитала и слышала рассказы о том что после смерти образ убитого, умершего, ( его душа ? ) приходят к другим людям.. И много загадочных историй на эту тему.. Или это только вопросы " земной "психологии ума ? У меня есть знакомый один, так он как попьет недельки с три, так к нему (с его слов) в квартиру черти на бульдозере приезжают и предлагают похмелиться. Мама его потом из шкафа достает, он там от них прячется. Вот Вам и "земная психология ума":))) И "загадочные истории" - говорят, что кур доят, а коровы яйца несут.

Natali: Админ фотографию поменял.. Похоже что у него на душе потеплело.. У какого огня отогрелся ?

мороз: В продолжение темы. Надо сказать, что рассмотренное нами членение души на силы и резкое разделение тела и души, конечно, схематично. Человек есть неразделимое целое. Мы сами по себе знаем: страдает тело - страдает и душа; расстроена душа - начинает болеть тело. Душа и тело всегда выступают как единство. Это видно из хода наших дел. Рассмотрим течение (опять же схематичное) некоего дела. Под влиянием тех или иных телесных или душевных потребностей в сердце, т.е в чувствующей стороне души, возникает соответствующее чувство, а в действующей части души - желание. Эти чувство и желание передаются в мыслительную часть души, т.е. в рассудок.Он, пользуясь внешними, полученными от телесных органов впечатлениями о текущей обстановке, извлекая из памяти опыты предыдущих схожих дел, строя в в воображении возможный ход предстоящего дело, обсуждает, обдумывает, соображает, возможно ли привести дело в исполнение. Придя к выводу, что оно возможно, рассудок обдумывает далее, какие средства и способы нужно употребить к совершению дела, и, приняв окончательное решение, передает эстафету воле, которая по плану, начертанному рассудком, побуждаемая чувством необходимости, исходящим из сердца, посредством тела совершает дело самим фактом. По совершении дела рассудок обогащается опытом и оценивает доброту или худость плана, который он начертал для совершения дела исходя из факта и способов его совершения. Воля вкушает покой от удовлетворения желания, сердце запечатлевает все обороты деятельности души и тела приятным чувством. Если дело не удалось, то воля не вкушает покой, а в сердце стоит чувство неудовлетворенности, которое побуждает рассудок ещё раз рассмотреть дело и или отказаться от его выполнения, или изыскать другие способы к его совершению. Так идут все наши дела. Только весь ход этой внутренней работы показан нами развернуто, а в действительности совершаться он может за считанные мгновения, единым действием души и тела. Вот кратко о душе и теле. Но есть в человеке третья, высшая его часть - дух. Душа и тело по преимуществу "обращены на устроение нашего временного быта - земного. И познания (души) все строятся только на основании того, что дает опыт, и деятельность её обращена на удовлетворение потребностей временной жизни, и чувства её порождаются и держаться...из её состояний и положений видимых. Хоть и бывает в (душе) нечто выше сказанного, но то суть гостьи, заходящие в (душу) из другой, высшей области, именно - области духа. Что же это за дух? - Это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая сотворение его... Душа человеческая, хотя и сходна с с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее её... Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с душою, несравненно возвысил её над всякою другою душою<...> Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чувством, (непосредственно) удостоверясь в своем исхождении от Бога, (дух человеческий) чувствует свою полную от Бога зависимость, и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им". (Свт Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. М.,1895. С.26-29). Можно усмотреть три проявления действия духа в человеке: Страх Божий, Совесть, Жажда Бога.

Natali: Ну не шуми, любезный Дорогокупец.. Разошелся... что самовар !!! Мы уже все поняли.. Тут будем тока про душу ... Можно ??? а за " Ну ладно, женщины, они из ребра....... " ( и каким тоном... )... я это запомню.... ох.. запомню.. А почитать Евангелие и Апостолов - не могу 1. Я ни разу эти книги в руках не держала ( я полагаю ) 2. Я и не знаю что это такое 3. А где мне их взять ? ( я же писала - нас тут две русских : я да Ленка -пианистка. У Ленки тока ноты )

мороз: Natali! В той православной церкви, куда Вы заходите, спросите у батюшки или в церковной либо книжной лавке Новый Завет. Купите. Там всё написано. Вы - человек образованный, разберётесь. Ничего сверхъестественного.

Дорогокупец: Натали!!!!!!! Вы мне ещё скажите, что библию на русском языке приобрести проблема!!!!!!! Скиньте мне в личку ваш точный почтовый адрес, я Вам вышлю. А насчёт "из ребра".....ну.......слов не выбросишь из Библии)))

Дорогокупец: Могу в электронном виде кое-чего подбросить....... Да просто зайдите по поисковику "Библиотека Благовещенье" - столько уникальных книг, толкований святых отцов....... Было бы желание. Кто хочет - ищет возможность. Кто не хочет - ищет причину. Поэтому я практически никогда не принимаю никаких причин, ибо у каждого есть возможность. Другой вопрос, что многие стараются выбирать наиболее "удобную" возможность.......а путь ко спасению лежит через узенький путь, а не через широкий проспект.

мороз: В продолжение темы. Можно усмотреть три 1. Страх Божий, или непосредственное благоговейное чувство, что Бог есть, что Он определяет нашу жизнь, что человек зависим от Бога и не может убежать от Него. На какой бы ступени развития ни стоял человек, каких бы взглядов он не придерживался - показанное чувство, пусть в хотя бы и в редко возникающей интуиции, присуще ему по природе.

мороз: См. пост № 204. Я не дописал: Можно усмотреть три проявления действия духа в человеке. 2. Совесть. Это есть всажденный от Бога в человека индикатор, который указывает, что - добро и что - зло, что есть право и неправо, что должно, а что не должно делать, за всем этим имея как основу непосредственное чувство, что угодно Богу, а что неугодно, пусть даже эта основа и не сознается. Указав правое, совесть понуждает исполнить то, а сознав неправое - не делать ни в коем случае; за исполнение требования совесть награждает утешением, за неисполнение - наказывает угрызением. "Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздоятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающиеся на всех людей"(Свт.Феофан Затворник). Мы видим, что, будь даже человек атеистом, совесть есть в нем и действует хоть как-то. 3. Жажда Бога. В людях не знающих Бога, она выражается в стремлении ко всовершенному благу, пусть даже так, как каждый понимает это благо; а свидетельствуется она всеобщим недовольством тварной, видимой стороной жизни. "Что означает это недовольство? - То, что ничто тварное удовлетворить нашего духа не может. От Бога изшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает, и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, В Нем успокаивается. Когда достигнет сего, покой бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может" (Свт.Феофан Затворник). Вот три действия духа в человеческой природе.

Natali: Мороз пишет : "Совесть. Это есть всажденный от Бога в человека индикатор, который указывает, что - добро и что - зло, что есть право и неправо, что должно, а что не должно делать," А не шаблоны ли это , привитые нам социально ? Чо можно и что нельзя делать, что хорошо и что плохо.. Как в анекдоте : Мама дочке : " Доченька, слезь с дерева, люди могут снизу увидеть твои трусики... Стыдно.." Дочка- маме : " Нет, мама.. Не увидят... я их сняла... " Хотя все мы рождаемся нагими.. Мороз пишет : "3. Жажда Бога. В людях не знающих Бога, она выражается в стремлении ко всовершенному благу, пусть даже так, как каждый понимает это благо; а свидетельствуется она всеобщим недовольством тварной, видимой стороной жизни. "Что означает это недовольство? - То, что ничто тварное удовлетворить нашего духа не может. От Бога изшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает, и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, В Нем успокаивается. Когда достигнет сего, покой бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может" (Свт.Феофан Затворник). " А вот тут , наверное, " и собака зарыта .. " моих постоянных поисков " смысла жизни " и какой-то " неудовлетворенности".. А найду ли я ЭТО ? Успокоюсь ли я ?? Суждено ли мне ?

мороз: Natali пишет: А не шаблоны ли это , привитые нам социально ? Чо можно и что нельзя делать, что хорошо и что плохо.. ТО, что убивать и воровать - плохо, это что шаблон? Практически у всех народов и племен мира, независимо от их вероисповедания, убивать, воровать и т.д. и т.п. считается преступлением, так, что никакой это не шаблон, это нравственные законы, если хотите.Natali пишет: А вот тут , наверное, " и собака зарыта .. " моих постоянных поисков " смысла жизни " и какой-то " неудовлетворенности".. А найду ли я ЭТО ? Успокоюсь ли я ?? Суждено ли мне ? А возьмите и попробуйте сделать это, приложите маломальское усилие, сделайте хоть какое-нибудь тело и душедвижение в этом нпаправлении (к Богу).

Natali: Мороз пишет : "ТО, что убивать и воровать - плохо, это что шаблон? Практически у всех народов и племен мира, независимо от их вероисповедания, убивать, воровать и т.д. и т.п. считается преступлением, так, что никакой это не шаблон, это нравственные законы, если хотите А как же с народностями Майа и Ацтекос ? - Чем больше убил ( принес в жертву богам ) - тем лучше.. Жизнь у этих народов не имела такой ценности как сейчас.. И чувство страха быть убитым отсутствовало. Принесенным в жертву богам было высшим награждением. Кука сьели почему ? Мороз пишет : "А возьмите и попробуйте сделать это, приложите маломальское усилие, сделайте хоть какое-нибудь тело и душедвижение в этом нпаправлении (к Богу). " Делаю.. по мере сил и возможностей.. не впадая в фанатизм. Да не находит на меня " просветление и успокоение " о котором все говорят..

мороз: Natali пишет: А как же с народностями Майа и Ацтекос ? - Чем больше убил ( принес в жертву богам ) - тем лучше.. Жизнь у этих народов не имела такой ценности как сейчас.. И чувство страха быть убитым отсутствовало. Принесенным в жертву богам было высшим награждением. Кука сьели почему ? Во-первых, они были язычниками. В-вторых, очень сомневаюсь, что у них чувство страха полностью отсутствоало. Инстинкт самосохранения ещё никто не отменял. Частенько перед ритуалами жертв опаивали всяким зельем и вводили в определенное безумное состояние (вариантов масса). Однако, неритуальное убийство на бытовой почве, как ни крути, не приветствовалось. Natali, пожалуйста, не подменяйте понятия и не передергивайте. Вы же поняли, что я имел ввиду. Вы просто разводите демогогию. Это не есть стремление познать суть Православия, это действительно превращается в трёп. Natali пишет: Делаю.. по мере сил и возможностей.. не впадая в фанатизм. Да не находит на меня " просветление и успокоение " о котором все говорят.. А что конкретно Вы сделали ("не впадая в фанатизм"), чтобы на Вас "нашло просветление и успокоение"???!!! Просветление и успокоение получали, получают и будут получать истинные Православные христиане без всякого впадания в фанатизм. Они просто живут по совести (по законам Божьим) и стремятся к Богу. Вы же сами сказали, что в руках не держали Новый Завет и вообще не знаете что это такое!!! В чем заключается Ваше стремление познать Бога?

Natali: 1. Мороз пишет : "в руках не держали Новый Завет и вообще не знаете что это такое!!! " О том что существут Ветхий завет и Новый завет знает каждый человек на планете. А вот все ли кто считает себя верующим читали его ? Может прости интиллигенто " замалчивают " ? не все как Сократ ( или Аристотель ? ) могут признаться что " знают что ничего не знают.. " 2. Мороз пишет : " Вы же поняли, что я имел ввиду. Вы просто разводите демогогию." Да.. я имела догадку что вы имели в виду, но хотелось убедиться в том как же вы в действительности думаете.. Убедилась !! Знаете историю и с вами интересно продолжать беседовать. 3. Мороз пишет : " Это не есть стремление познать суть Православия, " у всех различные методы познания. Одним достаточно услышать, прочитать и они верят.. Я должна несколько раз " пережевать ", убедиться в том что поняла правильно и только потом принять как СУТЬ. ( даже когда мне доктор ставит диагноз, основанный на результатах анализов, я изучаю этот вопрос самостоятельно, перепроверяю что все совпадает, слушаю мнение различных специалистов.. и только потом принимаю на веру.. ) - Такой уж характер !!! Может это и не всегда хорошо, но менять меня поздно.. Терпите, раз уж взялись " поговорить " со мной.. Бог вам в помощь.. Это не всегда просто.. Я же еще и ЖЕНЩИНА !!

мороз: Natali пишет: О том что существут Ветхий завет и Новый завет знает каждый человек на планете. Цитирую Вас же: А почитать Евангелие и Апостолов - не могу 1. Я ни разу эти книги в руках не держала ( я полагаю ) 2. Я и не знаю что это такое Natali пишет: у всех различные методы познания. Одним достаточно услышать, прочитать и они верят.. Я должна несколько раз " пережевать ", убедиться в том что поняла правильно и только потом принять как СУТЬ. ( даже когда мне доктор ставит диагноз, основанный на результатах анализов, я изучаю этот вопрос самостоятельно, перепроверяю что все совпадает, слушаю мнение различных специалистов.. и только потом принимаю на веру Для познания сути Православия в первую и главную очередь необходимо изучить первоисточник - Новый Завет. Это и есть "изучение вопроса самостоятельно". По другому, уж извините, никак. Даже первокласснику, когда обучают его грамоте, предлагают почитать Букварь.

Natali: Мороз пишет : "Цитирую Вас же: цитата: А почитать Евангелие и Апостолов - не могу 1. Я ни разу эти книги в руках не держала ( я полагаю ) 2. Я и не знаю что это такое " Я и не знала что это одно и то же .. Уж простите !! Мороз пишет : "Для познания сути Православия в первую и главную очередь необходимо изучить первоисточник - Новый Завет " И опять вопрос : почему не рекомендуете начать с Ветхого завета ??

мороз: Natali, как Вы знаете, Святое Писание состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет есть собранение пророческих Писаний, Новый Завет - апостольских. Главная тема Св.Писания есть Христос; Сам Он сказал: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин.5, 39). Ветхий Завет пророчествует о пришествии Христа, показывает становление в истории подготовительных условий для Него, приготовляет избранный народ, как среду, из которой должен воссиять Спаситель, возводит людей на всё более высокий нравственный уровень. Новый Завет говорит об исполнении пророчеств: о жизни Христа, Его учении, Его делах, о пути спасения, о Церкви, о проповеди апостольской, о нравственной норме жизни христианина, о последних судьбах мира и человечества. Поэтому, что касается изучения Православия, то на мой взгяд - я его не навязываю, целесообразней начать с Нового Завета.

Дорогокупец: Натали!!!! Начните хоть с чего нибудь!!! Многие духовники рекомендуют в день прочитывать по 2 главы из Ветхого Завета и по одной из Нового....... Ит ещё...... Вера.....она или есть, или нету. Поэтому она так и называется: ВЕРА Православный Символ Веры - догматическая основа........ Любой, кто подвергает сомнению хоть один член этого символа, есть еретик, то бишь сектант, преданный церковному прещению (анафеме). Прошу..... Не надо задавать заведомо бестолковых вопросов подленько проверяя "на вшивость".

Natali: Все поняла......

мороз: В продолжение темы. Из вышеизложенного видно, каковы цели и назначение человека, каким его сотворил Бог. Цель - жизнь с Богом, непосредственное вкушение Его, богообщение - т.е. то, что уже сказали мы: быть "причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1, 4), а назначение - творить волю Божию, быть как бы Его со-трудником, неким управителем, будучи "начатком Его созданий" (Иак. 1, 18) и венцом Его творения. Наконец, необходимо отметить, что человек сотворен бессмертным - по духу и душе, а тело, будучи всецело подчинено им, тоже должно проникаться этим качеством, т.е. бессмертным. Таков идеальный человек. И таким бы он оставался, если бы на заре истории не призошла величайшая трагедия - грехопадение человека, которое изменило это положение вещей.

мороз: Повествование о грехопадении мы находим в 3-й главе Книги Бытия. Господь, создав человека, заповедал ему не вкушать от древа познания добра и зла. Диавол, приняв вид змея, заронил в жене сомнения в истинности этой Божией заповеди а затем рклеветал Бога и соблазнил жену тем, что после вкушения запретного плода "откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3, 5). Жена вкусмла плода, и дала и Адаму, и он ел. "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Быт. 3, 7). Услышав голос Бога, ходящего в раю, Адам и его жена скрылись от Него. Господь стал обличать Адама в нарушении заповеди; Адам свалил всё на жену, сказав: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел" (Быт. 3, 12) (т.е. и Бога косвенно обвинил). Женва, в свою очередь, сказала: "змей обольстил меня, и я ела" (Быт. 3, 13). Таким образом ни в Адаме, ни в Еве не обнаружилось раскаяния за нарушение заповеди Божией. После этого Господь проклял диавола и Своим определением изменил жизнь людей. В раю она была безскорбна и легка; отныне она становиться скорбной , тяжелой, тудовой; ради греха первых людей изменилась и природа, стала враждебной человеку. роме того, в ответ на внутренние изменения в людях, вызванные грехом, Господь изгнал Адама и Еву из рая (ведь Адам и Ева престали соответствовать раю, т.е. непосредственной жизни с Богом), предварительно объявив Адаму, что теперь он стал смертен. И в знак того, что отныне рай для людей закрыт, у сада Эдемского был поставлен Херувим с огненным мечом, чтобы охранять путь к дереву жизни (см.Быт. 3, 24). Прежде грехопадения человека, как учит Церковь, совершилось падение в мире невидимом: первый ангел возгордился и с третью частью Небесных сил отпал от Бога (см.Лк. 10, 18; Откр. 12, 7-9; 12 4; Ис. 14, 12-15); позавидовав человеку, диавол, соблазнив, увлек его в падение. Как понимать это библейский рассказ? У многихповествование о грехопадении вызывает множество недоуменных вопросов. Некоторые толкователи (неправославные), взявшись отвечать на них, дотоловались до полной аллегоризации этого места Св.Писания, так что не осталось ничего ни от реальных лиц, ни от реальных событий. Адама стали трактовать абстрактного "всечеловека", и т.д. Понимать нужно, конечно, так, как написано, но с очень существенной оговоркой. Священное Писание называет реалии повествуемого события , такие, как "древо жизни", "древо познания добра и зла", "возделывание и хранения рая", хождение Бога в раю поплудни, и проч.; но что это такое - мы не знаем и знать не можем, поскольку все повествования относится к жизни мира до грехопадения, в особом месте - в раю; и, конечно, мы, живя в мире падшем, вне рая, не можем с точностью знать, что стоит за этим всем. Священное Писание указывает нам, что было так-то и так-то, но не проясняет указываемого, ибо мир после грехопадения стал другой. Здесь необходимо сделать отступление. Обычно человек, знакомясь с библейским описанием грехопадения, задает такого рода вопросы: "Почему Бог запретил есть плоды с древа познания добра и зла?"; или: "Почему Богдопустил грехопадение, зная (по предвидению), что человек падет?"; "Почему за такую маленькую провинность - ткое наказание, да ещё всем потомкам?" - и т.п. На это можно ответить следующее. Люди часто задают Богу вопросы "почему?" и "как?". Чаще всего это касается согласования наличной действительности со свойствами Божиими, такими как благость, всеведение, всесильность и проч. Например, как согласовать страдания невинных детей, - скажем, родившихся с мучительной болезнью, - с благостию Божией и т.п. Дело здесь в том, что сама постановка вопроса неверна. Основанием всего, началом и концом, первым основанием и опорой вещей и событий является воля Божия в том или ином (непосредственном или опосредованном) её проявлении. Познавательная, данная Богом, способность человека имеет своим пределом то, что человек может с точностью дознать (из Откровения Божия, из хода вещей или иными способами), что та или иная вещь или событие суть или прямое действие, или указание Божие, или попущение Божие, то есть так или иначе восходит к воле Божией. Это человек понять может; а вот почему такова воля Божия и как и по каким основаниям действует Бог - это человек никогда понять не может. "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и Мысли мои выше мыслей ваших"(Ис. 55, 8-9). И ещё говорит Писание: "Господь один праведен. Никому не предоставил Он изъяснять дела Его. И кто может исследовать великие дела Его?"(Сир. 18, 1-3). Апостол Павел весьма резко отвечает людям, которые ставят Богу такие вопросы:"А ты кто, человек, что споришь с Богом?" (Рим. 9, 20) и дальше приводит цитату из пророка Исаии:"Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику:"что ты делаешь?" (Ис. 45, 9). "Изделие скажет ли сделавшему его:"зачем ты меня так сделал?" (Рим. 9, 20). Итак, когда мы разбираем тот или иной вопрос, обязательно нужно дойти до основы его, т.е. дознать, что такова , и именно такова воля Божия. На этом успокоиться, как на твердейшем основании: именно так сделал или повелел Бог. А почему, и как, и зачем Он так сделал, не доискиваться по причине недолжности для человека выставлять вопросы Богу и невозможности для нас адекватно понять это.

мороз: В продолжение темы. Впрочем, некоторые наведения, - возвращаясь к грехопадения, сделать можно. Бог сотворил человека для блаженной и вечной жизни; однако по природе человек не неизменяем; как и любое создание, он может изменяться. Неизменен только Бог. Далее, Господь выделил человека из ряда всех сотворенных Им существ тем, что дал человеку богоподобный дар - свободу. Тот же дар получили существа мира нетварного - ангелы. Свобода же есть, в том числе, свобода выбора, свобода изменения. для того, чтобы человек не употребил свободу во зло, Бог дал человеку одну заповедь - не есть от древа познания добра и зла. Этим бы в человеке поддерживались бы естественные добродетели - послушание Богу, доверие Ему, любовь к Нему, смирение перед Ним, а также элемент воздержания. Кроме того, можно принять мысль, что Бог хотел Сам сообщать человеку Свою волю и свое разумение; человек же, соблазненный диаволом, предпочел получать это познание со-вне, не от Бога. предвидел ли Господь, что Адам падет? Конечно. Но предвидение не есть определение такого, а не иного результата. Здесь всё дело - в свободе. Употребив свободу во зло, пал денница; человек, послушав его, также злоупотребил свободой. А Бог уважает свободу, соглашается с ней, не стесняет её: выражением этого уважения и является заповедь, т.е. свободное нравственное предложение, но не детерминированная связанность. Впрочем, это всё - наведения, хотя и здравые. Нам важно, что грехопадение свершилось и повлекло за собою последствия. Что же это за последствия?

Natali: Прочла.. спасибо.. осмысливаю..

мороз: Natali! Осмысливайте. Приятно, что заглядываете. Поэтому продолжу. Что же это за последствия? Адам, ослушавшись Бога, совершил грех. "Грех есть беззаконие" (1 Ин. 3, 4), - определяет Священное Писание. Грех есть нарушение воли Божией, т.е. нарушение заповедей Божиих и попрание нравственного закона, напечатленного в совести закона. Но Адам, совершив грех, ещё и утвердился в нем, отвергнув призывы Бога к покаянию и тем свободно и сознательно отпал от Бога. Это отпадение воздвигло средостение между человеком и Богом (см.Еф. 2, 14), преграду между человеком и полнотой благодати Божией, которой он жил, которая определяла всё его бытие. Наконец, "сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15). "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих...Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть" (Прем. 1, 13; 2, 23-24). Смерть же есть не что иное, как разрушение единства и гармонии тела и души, вследствие чего тело умирает и разлагается: "прах есть ты и в прах возвратишься", - сказал Бог (Быт. 3, 19), а душа, из-за отпадения от Бога и возникшего средостения между собою и Богом, оказывается вне Бога, т.е. в аду, в месте вечного (т.к.к душа по природе бессмертна) мучения. Кроме того, и внешний мир пострадал ради греха человека: "проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей" (Быт. 3, 17), сказал Господь Адаму; и в результате этого проклятия "вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8, 22). Но главное - что повредилось человеческое естество. В результате греха человек как бы сломался, испортился, мсказился, его прекрастная гармоничная цельность раздробилась на множество осколков.



полная версия страницы